суббота, 19 июня 2010 г.

Проектирование фотосайта. Спецификация

Вопрос, который меня начинает волновать после того, как я получаю фотографию, которой могу гордиться, - где разместить этот шедевр, чтобы как можно больше людей смогло им насладиться. Обычные фотосервисы, увы, никогда не удовлетворяли моему представлению ресурса, на котором можно выгодно выставить свою работу. На одних ресурсах фотогалереи оформлены совсем беcтолково на белом/бежевом - любом, отличном от черного цветов, без возможности смены подложки - и это очень сильно расстраивает. На тех же ресурсах, где этот немаловажный фактор учтен, как правило, столько рекламы - что порой даже теряешься. Последней каплей была неотцензуренная реклама на фотосайте - когда начинают появляться первые комментарии - из-за нее их даже трудно заметить! Порой там встречается настолько омерзительные баннеры, что уже даже вчитываться в комментарии не хочется - абы только это **вно закрыть поскорее. Последняя из сервисных галерей, которая приятно порадовала - это доведенная до ума галерея вконтакте. Когда стала доступна кнопочка с лупой для просмотра оригинального размера фотографий, стало очень приятно пользоваться галереей этой соцсети. Оригинал открывается для просмотра на черном фоне, а внизу экрана узкая полоса превью. Притом сделано очень стильно (порадовала полупрозрачность подложки) и вполне юзабильно (никаких лишних элементов и заметный крестик для закрытия окна просмотра).


Малое количество элементов на странице просмотра контакта оправдано спецификой сервиса - редко людей интересует оборудование, используемое при съемке, жанр и прочие приятности фотомастерства. А вот душа фотографа (не просто юзера социалки) жаждет дополнительных панелей, которые можно было бы развернуть на таком просмотре, да и всегда упирается вопрос в то, какой должна быть оптимальняа форма описания фотографии и как фотографии разложить по папкам.
Вопрос классификации фотографий интересует меня с самого начала развития данного хобби. И когад я думаю о создании тематических альбомов - всегда возникает дилемма, в какой из них отнести фотографию. И всегда трудно остановиться и выбрать количество, детализацию понятий - на сколько категорий дробить предметную область... И вот сейчас, когда взялась за проектирование базы фотосайта, склоняюсь к следующей реализации:
Как такового понятия альбома не существует. Есть ключевые слова - теги. Здесь есть своя специфика: если фотографии принадлежат одному фотосету, то ключевые слова почти у всех фото одинаковые. Тут есть два подхода к решению проблемы:
  • разрешить создание фотосетов (аналог альбома) - добавлять фотографии потоком и писать ключевые слова к фотосету в общем. А потом разрешить при редактировании отдельной фотографии модифицировать список ключевых слов
  • при указании ключевых слов разрешать выбрать фотографию, у которой можно скопировать список, чтобы потом редактировать.
Первый способ мне кажется экономичнее по времени. Т.к. опыт показывает.. что фотографий в сете обычно много, как и количества лени проставлять ключевые слова к ним (;
Таким образом, уже имеем одну классификацию фотографий - фотосетами.
Едем дальше. Всё ещё нужна классификация по предметной области. Есть вагон с тележкой ключевых слов, и делать по каждому из них ссылку в меню с переходом ой как сильно  не хочется. С лихвой оправдает себя поиск по ключевым словам. Эта фича ассоциируется сразу с фотостоками.. а что есть на фотостоках? Правильно, соотносением с категориями. Обычно это реальная связь и концептуальная. Но думаю программно облегчить выбор категории. При создании каждой категории надо будет вводить описание и ключевые слова. И уже на основании соотношения ключевых слов карточки с ключевыми словами категории - netadviser будет предлагать скромную, но толковую выборку. Ну и всегда будет доступна опция просмотра всех категорий самостоятельно.. и в любой момент можно будет добавить новую.
Итого на текущий момент для упрощения поиска и группировки фотографий имеем следующие механизмы:
  1. архив фотосетов по дате
  2. поиск фотографий по ключевым словам
  3. соотношение со смысловыми категориями
Вот вроде бы и всё? Или чего-то ещё не хватает?