среда, 29 февраля 2012 г.

Как бороться с вредными привычками

Только что закончила читать многобуквенную статью How Companies Learn Your Secrets, которая произвела на меня настолько сильное впечатление, что я не могу с ним не поделиться! И к тому же хочется рассказать хорошим добрым друзьям, ленящимся читать такой большой объем текста на вражеском диалекте, основные плюшки и «откровения» данного материала. Но конечно же настоятельно рекомендую прочитать её в оригинале – она стоит того!
В статье несколько сюжетных линий, держащихся на трех китах: цель – способ достижения – награда (cue – routine - reward). Из вредоносного: как маркетологи могут воспользоваться автоматизмами вашего поведения. А из полезного: как сделать из себя супермена, избавившись от вредных привычек и неосознанных патернов поведения, которые могут быть использованы против вас в суде :)
Итак всё начинается с того, что мозг любит всё оптимизировать и часто прибегает к кешированию, к примеру, по будням, идя на работу, вам надо переходить перекресток по зебре (ваша цель побыстрее перейти дорогу, чтобы вовремя попасть на работу), и вы сразу начинаете её переходить, зная, что по правилам машины вас должны пропустить. Стремительный переход по дороге – это ваш способ достижения цели. Но однажды за выходные в этом месте дороги устанавливается светофор – и теперь её переходить можно только на зеленый свет. Но ваш мозг давно закешировал алгоритм быстрого безостановочного перехода дороги, и больше не уделяет пристального внимания обстановке на ней. И тут конечно может произойти беда… И подобного рода привычки подстерегают вас на каждом шагу и их трудно выявить. Но страждущие забугорные маркетологи уже не первую десятку лет используют эту характерную закономерность человеческого поведения в своих корыстных целях. В статье по этому поводу рассказываются весьма интересные и красочные примеры использования автоматизмом в раскрутке освежителей воздуха от Procter & Gamble и стратегии переманивания покупателей в сеть розничных магазинов Target. P&G в 90-х изобрели спреи, которые убирали плохие запахи. Но первая реклама их провалилась. Потому что они делали акцент в ней на то, что вот, люди, это панацея избавит вас от вони в квартире – покупай, налетай! Но на практике выяснилось, что люди, которые живут с плохими запахами в помещении, их перестают замечать. И им этот освежитель воздуха просто-напросто не нужен! Но бабки то вложены в формулу, рекламу – надо как-то отбить. Поэтому идут последующие инвестиции в проект: нанимается кулпрофессор, которрый исследует, why not?? People, what do you want?? И оказалось, что народ не хочет менять свои старые привычки, надо просто подмазаться в уже существующую традицию. И вот, они находят добрую милую домохозяйку, которая регулярно пользуется их аэрозолями. Как мать четырех детей, ей приходится часто убираться в доме и работать с большими площадями. И ей просто хочется праздника на финишной черте марафона. Она распыляет нейтрализующий дурной запах спрей не для того, чтобы убрать вонь, а чтобы отсалютовать её маленькую победу по уборке в помещении! Ну и как результат P&G изменили свою рекламную политику – и заработали много денег.
Маркетологи Target вычислили на заре времен, что самым переломным моментом в привычках покупателя является ожидание прибавления в семействе. И заказали у Андрея Поля прожку, которая бы по покупкам разоблачала беременных женщин. Конечно же у них давно велась слежка за покупателями и было собрано достаточно данных для статистического анализа. И что вы думаете? Андрюша вывел комбинацию из 25 товаров, которые покупали беременные дамы. Ну и конечно же дальше в ход пошла реклама: рассылка, купоны. Львиная часть статьи посвящена манипуляциям маркетологов Target – настоятельно рекомендую! И да, компании пришлось отредактировать изначальную стратегию переманивания будущих мам, чтобы те не подозревали, что за ними следят. Не буду больше спойлить, читайте сами :)
Кстати, данная статья родилась благодаря тому, что её автор начал набирать вес, из-за того, что днем регулярно ходил в кафетерий за печеньками и чтобы початиться с коллегами. И никак не мог заставить себя перестать кушать печеньки каждый день. Так он и узнал о существовании жизненного цикла привычки: сигнал – действия – награда. Чтобы избавиться от вредной привычки челу надо было выяснить, какую награду он стремился получить: отвлечься от работы, быстро получить энергию или початиться с друзьями. Он провел серию экспериментов: и, оказалось, что печенька-то и не нужна была. Хватало всего лишь в установленное время сходить и получить 10 минутную порцию сплетен, как сигнал пропадал.
Так что, дорогие мои, не ленитесь читать длинные многобуквенные статьи на английском – они бывают мегополезны. Не знаю, как вы, а мне предстоит масштабный рефакторинг на выходных по выявлению и искоренению опасных и потенциально опасных привычек и автоматизмом :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий