суббота, 5 октября 2013 г.

Путешествие на пляж Элафониси. Пещера Св. Софии, старейшее дерево, монастырь Хрисоскалитисса

Элафониси - достаточно сильно разрекламированная достопримечательность западной части Крита. Да, там есть лагуна, бирюзовое море, местами красный песок, но после лагуны Балоса впечатления не производит :) Мы этого не знали, и поехали на Элафониси в последний день проката машины. Но я точно скажу, что если ехать на этот пляж, то только в начале знакомства с островом, чтобы не появилось разочарования в раздутой красоте пляжа Элафониси, но тем не менее нагулялся аппетит перед основными блюдами достопримечательностей префектуры Ханья. А теперь по порядку нашего путешествия из Ханьи в Элафониси: что можно посмотреть на пути к пляжу Элафониси.

Выезжали мы из пригорода Ханьи, Като Доратсо, чётко зная, что едем на пляж и не успев нагуглить никаких достопримечательностей по дороге, кроме монастыря Хрисоскалитисса. Первой неожиданностью для нас стало то, что дорога пролегает по серпантину, а второй - что в деревне Тополия (Topolia) объезд в связи с ремонтом основной дороги. Объезд повел нас по ещё более лихому серпантину. И это было восхитительно и незабываемо! Мы ехали в гору, и ехали, её вершины всё никак не было видно, и вдруг, когда мы всё-таки забрались на вершину (~570м), мы увидели на ней лавку с вкусностями и панораму неописуемой красоты! Конечно мы остановились пофотографироваться. Вышли из машины, и сразу же услышали русскую речь. Девушка, торгующая оливками, сладостями, напитками, угостила нас всем на пробу. Тогда я поняла, что оливки надо покупать только у частников, они ни в какое сравнение не идут с тем, что продается в магазинах. Таят во рту. Даже те, которые вяленые. Кстати, последние фасуются без воды, и их удобно перевозить домой для дегустации родным и близким. Девушка в лавке оказалась очень общительной и доброжелательной и рассказала нам, что рядом есть пещера Святой Софии. Основная дорога проходит через неё, но т.к. на ней был ремонт, то мы бы проехали мимо пещеры.

Спуск с вершины был ещё более незабываемым, чем подъем на неё. Виды на соседние горы восхитительной красоты.

На пути к пещере Св. Софии мы встретили указатель на "1400 летнее дерево". Навигатор OsmAnd обозначил эту достопримечательность как 2000 летнее дерево. Но судя по локальному указателю, кроне дерева, это была не Олива Европейская, а старый клён. Мы решили, что 1400 для дерева это тоже неплохо, решили на него посмотреть и рядом с ним пофотографироваться. Достояние природы, как-никак, и мы раньше никогда не видели настолько больших и размашистых деревьев.

А дальше нас ожидала самая прекрасная достопримечательность на пути из Ханьи в Элафониси - пещера Святой Софии! К этому времени мы уже успели увидеть несколько пещер префектуры Ханьи, и только вот эта произвела на нас самое большое впечатление. В неё точно надо съездить, если вы остановились в западной части Крита :) Нам ещё повезло в том, что из-за ремонта дороги в пещере никого кроме нас не было, из туристов. На входе сидела молодая девушка, хорошо говорящая на английском, дала нам ознакомительную брошюру на нужном языке, предупредила, что в пещере местами скользко, и сказала, что вход бесплатный, но мы можем оставить денег по желанию на развитие и поддержание пещеры.

Если по порядку о пещере, то будьте готовы, что она находится достаточно высоко над дорогой, нужно пройти немало ступенек вверх, и не каждый путник совершает этот подъем без остановок. Но труды стоят того! Кроме красивой пещеры, по мере подъема к ней, открывается красивый вид на местность. А ещё по каменистым ступеням бегают и прыгают ящерицы :)

У пещеры огромный вход. За счет этого в неё попадает большое количество света, настолько большое, что в ней растут растения и светочувствительности камеры хватает для фото без вспышки :) Вторым источником света в пещере являются свечи, которые могут зажечь и поставить верующие посетители пещеры. Налево от входа располагается небольшое строение - церковь Святой Софии, возведенная после сокрытия критянами в пещере иконы "Мудрость Божия". У пещеры есть две истории: о происхождении иконы и о трагедии, развернувшейся в ней позже. Обо всём этом можно прочесть в брошюре или на просторах Интернета. Скажу только, что истории увлекательные ;)

Размер пещеры велик. И велики сталагмиты в ней! Люди букашки в сравнении с ними :) Сталактиты малы, представляют собой своего рода антуражную гирлянду для потолка, покрытую местами растительностью и служащую домом для голубей. Размер сталактитов можно оценить, найдя белого голубя на последней фотографии ниже :)

Кстати говоря, если вы свернете в начале деревни Тополия наверх в гору, то объедете участок с туннелем. Я его по-любому объехала, потому что там был ремонт. Но в случае боязни туннеля, вы всегда можете его заменить крутым серпантином :)

Мы выехали на пляж поздно. И советую не повторять этой ошибки. Потому что в два часа дня на пляже Элафониси полно людей. Лазурный берег, не лазурный, но когда по нему гуляют толпы туристов, настроение резко портится, сказки больше нет. Кроме этого там холодное море и сильный ветер :) Лагуну фотографировать не стала, она была такой же как на фотографиях из Интернета, но только с большим количеством народа.

Мы сразу ринулись вброд к острову, чтобы найти укромную бухту для купания. Брод проходится с уровнем воды, не доходящим до пояса. Советую остров обойти против часовой стрелки. Потому что на левой стороне ловить нечего. Людей конечно меньше, но вход в воду скалистый. Без обуви можно войти только на небольшом участке берега справа от перехода лагуны. Максимальная глубина для плавания - по пояс (мы были в новолуние). Естественно, никакой речи не идет о том, чтобы увидеть там черепаху :) Единственно, было интересно прочувствовать на себе, что такое песчаные дюны :)

Резюме о пляже Элафониси: приезжайте на пляж с утра, чтобы не было много людей; занимайте зонтики на берегу, плавайте; в перерыве между купаниями прогуляйтесь на остров; возьмите с собой резиновые тапочки, если захотите искупаться на нём, или найдите лаз по песку с правой его стороны; помните, что парковка у пляжа не асфальтированная; подбирайте день с минимальной скоростью ветра.

Рядом с пляжем Элафониси располагается монастырь Хрисоскалитисса (ссылка на весьма годный англоязычный ресурс по достопримечательностям Крита, с хорошей картой!), или монастырь Золотой Ступени. До него мы побывали в монастыре Троицы на полуострове Соуды, поэтому он на меня большого впечатления не произвел. Запомните, в Золотой Ступени надо побывать до монастыря Троицы! Подъехать к нему можно по асфальтированной дороге. Внутри есть два музея. Познавательно было увидеть образец кельи монаха и жилья критянина. У монастыря есть красивый спуск к морю, но он закрыт, видно, монахи для себя берегут :) Однако дверь к спуску не эстетично закидана пластиковыми бутылками... Монахи не были обнаружены. На входе сидел мальчик, в магазинчике, в свободное от сбора денег время игрался на смартфоне :) Скажу честно, мне не понравилось, как монастырь внутри был покрашен. Уж очень небрежно... можно было и поаккуратнее. В общем ставлю монастырю три звезды, и то только из-за красивого вида на море и достаточно познавательных музеев.

А финальной частью нашего путешествия стали развалины промзоны на берегу моря. Буквально в паре километров от монастыря, до поворота в горы (на развилке надо свернуть налево). Сняли пару фотографий и взяли с собой белоснежный кусок мрамора (а может и не мрамора) на память :)